Никита Михеенков

Профориентация — дело общее!

После разделения направлений работы между компаниями совета Specia, мне и Nimax досталась задача по работе со студентами — профориентация. Это совершенно новая деятельность для нас, как впрочем и для остальных компаний, поэтому я много размышляю об этом и буду делиться небольшими заметками по теме.

Nimax давно хотел подружиться с каким-нибудь толковым учебным заведением и помогать готовить студентов, в надежде на то, что они затем придут к нам работать. Но это совершенно глупая и бессмысленная затея. Не только для нас — для любой небольшой компании. Почему?

Не те, кто нужен

Работая с одной кафедрой или даже целым факультетом — компания будет обучать людей примерно одного профиля: дизайнеры, менеджеры и т.д. Но у нас больше десятка разных специализаций и вакансии бывают на совершенно разные позиции. По закону Мерфи, обязательно потребуются не те специалисты, которых обучали.

Из пушки по воробьям

А есть ли вообще у компаний такой кадровый голод, чтобы заводить себе персональный источник кадров? Давайте честно и не распушая хвосты — большинство агентств небольшие: 10-30 человек и не сильно растут. В год им требуется 2-3 новых специалиста и 2-3 на замену. Прямо скажем, не та проблема, которую нужно решать, создавая собственный процесс обучения студентов.

Совершенно не вовремя

Пришла весна. Студенты выпустились и в компанию, которая курировала и стажировала их пришло 10 резюме. Но взять они не смогут скорее всего ни одного — вакансии либо были, либо будут, но по закону Мерфи — не сейчас. Впрочем, это верно для любого сезона, шансы на то, что ваши вакансии и смена/поиск работы ваших подопечных совпадут во времени — минимальны.

Вывод

Если компания работает с вузами в гордом одиночестве, то в нужный момент она скорее всего не сможет взять на работу всех, кого готовила. Это значит, что она просто готовит сотрудников для своих конкурентов.

Что же делать?

Давайте уточним задачу. На самом деле, компаниям нужна возможность в ЛЮБОЕ время, получать толковые кадры за разумное вознаграждение для закрытия РАЗНЫХ вакансий. Ключевые слова «любое» и «разных». Это значит, что на рынке постоянно должно быть больше разных специалистов и между ними должна быть конкуренция.

Звучит сложно — накачать рынок специалистами. По плечу ли такая задача Специи? Но давайте опять же посмотрим правде в глаза — всего 10-15 дополнительных толковых дизайнеров на рынке в год закроют кадровую проблему в Specia полностью! Примерно то же самое и с другими специальностями. Вроде уже и не так страшно… верно?

А теперь самый сложный для меня вывод, ломающий представления о конкуренции. Что будет, если инициированный (об этом в следующей статье) мной сотрудник самостоятельно подтянется за несколько месяцев до приемлемого уровня… и пойдет к конкурентам? Да ничего страшного! Конкурент снимет вакансию и это снизит конкуренцию и суммы зарплат на рынке. Когда мне потребуется дизайнер, мне будет проще его найти, не конкурируя с этими парнями. Более того, этот человек может потом снова попасть к нам… но уже обученный конкурентами. Вот такой круговорот добра в природе.

Верное решение

Верное решение в совместной спланированной профориентационной работе (про формы работы тоже в отдельной статье) направленной на БОЛЬШОЕ количество студентов. Если каждая компания Specia инициирует несколько десятков студентов — уже через несколько месяцев мы все вместе получаем полное утоление кадрового голода на специалистов начального и даже среднего уровня. Для этого достаточно всего 4-5 не очень сложных мероприятий в год от каждой компании.

Именно поэтому я считаю, что персональная работа компаний с институтами бессмысленна и эта задача может быть только общей.

Кстати, основное возражение вузов по работе с нами — это мнение о том, что мы хотим тупо хантить сотрудников. Но дело в том, что в соответствии с описанной мной системой, нам не нужны сотрудники прямо сейчас, тем более не нужны студенты. Наша цель на 100% совпадает с целью вуза — выпустить на рынок качественные кадры, готовые к работе. А где именно они будут работать — не так и важно.

Комментарии

Как заказывать брендинг
4b7f050e7a85392e4886cabe4d45341b

Работая над этой статьей, мы не пытались показать клиентам, в чем они не правы. Наша задача совсем иная — защитить клиентов от ошибок и проблем на проекте, помочь найти и выбрать правильного подрядчика, успешно завершить проект и получать результаты от его использования. Давайте разбираться, как все сделать правильно.