Никита Михеенков

Graceful Degradation веб-студии

В последние дни активно обсуждается тяжелая судьба небольших веб-студий в кризис. Что их ждет — новые возможности или неминуемая катастрофа? Моя версия довольно оптимистична. Я считаю студии довольно упругими организациями: их можно быстро сжать, можно расширить, но довольно сложно полностью «лопнуть».

Сразу уточню, что к крупным агентствам, включая Nimax, мои рассуждения не имеют никакого отношения. У каждой из таких компаний есть особенности, обеспечившие рост, а значит рассматривать их ситуации можно только отдельно.

Два пути студии

Я вижу два пути развития событий для небольшой компании в кризисные годы, при условии, что ее владельцы хотят заниматься именно этим бизнесом и не планируют полностью менять направление работы (хотя самое время сделать это).

Первый вариант — это оптимизация и сброс всего лишнего. Основатели снижают личные риски влезть в огромные долги собственным сотрудникам, используют паузу на обдумывание и планирование, продолжают понемногу раскручивать маховик бренда и через несколько месяцев (лет) снова начинают развитие. Это энергосберегающий путь, силы еще потребуются, когда появятся возможности.

Второй вариант — это всеобщая мобилизация: специализация на определенных типах проектов и клиентов, усиление маркетинга, перестройка процессов, ненормированная работа для всех участников и т.д. Путь рискованный и энергозатратный, по сути компания начинает плыть против течения. Такой путь привычен студиям, но обычно бизнес ищет все же возможности и свободные пути, а не неприятности.

Оба варианта имеют свои преимущества. Подозреваю, что выбор будет сделан исходя из личностных качеств владельцев компаний — специалисты или менеджеры они по своей сути. Специалисты выберут первый путь, менеджеры второй. Очевидно, что пути можно комбинировать. Например, оптимизацию расходов и производства, а также усиление маркетинга придется делать в обоих случаях.

Поскольку мы обсуждаем жизнеспособность студий, далее пройдемся именно по оптимизации, оставив размышления о прыжках выше головы на усмотрение руководителей студий, тем более, что решения по оптимизации всегда общие, а идеи для контрнаступления должны быть хоть немного оригинальными. Про активные действия я напишу другой материал — но вряд ли в ближайшее время.

Варианты есть не у всех

Многие компании из других сфер могут выбрать только путь мобилизации: обязательной частью их функционирования являются неснижаемые переменные — высокий уровень оборота для достижения оптовых цен, большие кредитные выплаты, производительность промышленного оборудования, серьезные расходы на аренду или собственную недвижимость, сложные производственные цепочки, из которых нельзя изымать специалистов. К сожалению, крупные агентства тоже относятся к таким компаниям. Любое резкое сокращение приведет к выпаданию из рейтингов, уходу крупных клиентов на сопровождении, развалу цепочек разработки сложных проектов и другим неприятностям.

Graceful Degradation

Веб-студии используют технику снижения уровня сложности верстки Graceful Degradation. Можно ли таким образом органично и без потерь понизить уровень всего бизнеса небольшой студии?

Действительно, цепочка разработки обычного корпоративного сайта может быть сокращена практически до одного человека (веб-мастер). Студия из 10-15 человек может быть плавно оптимизирована буквально до нескольких сотрудников, причем без потери качества работы. Пройдемся по уровням отключения электричества:

  1. Внедрение маниакального учета всего;
  2. Отказ от всех необязательных расходов;
  3. Отказ от неэффективных сотрудников;
  4. Оптимизация существующих методик работы;
  5. Внедрение удешевленных методик работы;
  6. Поэтапный отказ от отстающих сотрудников;
  7. Переход на сдельные системы оплаты;
  8. Отказ от офиса и переход к удаленной работе;
  9. Отказ от всех штатных специалистов кроме ПМ-ов;
  10. Возврат основателей в производство;
  11. В джазе только основатели…

Буду рад, если вы пришлете дополнения к этому списку.

В принципе, готовый план действий описан в Remote. Расходы на холостых оборотах у такой компании будут нулевые, доходы… возможно, выше чем раньше.

Худший вариант

В критической ситуации компания может сократиться до круга своих основателей. Вы думаете что я сгущаю краски? По моим данным, многие компании уже проходят этот путь, а некоторые уже дошли до пункта 11. Это финальный пункт, потому что сайт и бренд, который приносил работу для целой студии, даже в критической ситуации обеспечит проектами несколько человек. С работой и доходом у них все будет в порядке.

В самой выигрышной ситуации оказываются собственники, которые еще не разучились работать руками или хотя бы вести проекты. Владельцы-менеджеры окажутся в затруднении, потому что административный персонал уместен только если есть чем управлять. У пяти человек не может быть директора — это не выгодно.

Ложка меда

Давайте закончим с негативом и поговорим о хорошем. Уменьшение численности студии неминуемо приведет к улучшению управляемости, а значит снижению потерь, улучшению отношений с клиентами, повышенной доходности. Не секрет, что руководители малых компаний, выполняющие продажи сами, часто выигрывают тендеры даже у профессиональных менеджеров продаж крупных агентств. Представьте удовлетворенность клиента, если этот же человек вернется на производство и будет вести проекты?

Есть версия, что студии вообще не должны расти. 5-7 специалистов, 0 управленцев, 0 административного персонала, минимальные расходы, бутиковое качество продукта и отношений с клиентом. Сокращение можно воспринимать не как катастрофу, а как возвращение к идеальной форме.

Непрерывная трансляция кризиса в СМИ и социальных сетях (в прошлый раз все было тихо) подготовила сотрудников и самих руководителей к непопулярным мерам настолько, что оптимизации вряд ли вызовут внутренние проблемы в компаниях.

Еще я думаю, что серьезную поддержку малых и региональных студий обеспечит поток миграции клиентов от крупных агентств. Полагаю, что эта помощь уже в пути :)

Получается, что студии вряд ли будут паниковать, а их владельцы не станут вывешивать резюме на Hh.ru Мнение Анатолия Денисова окажется ближе к правде: «После атомного взрыва останутся тараканы и студии».

Комментарии

Как заказывать брендинг
4b7f050e7a85392e4886cabe4d45341b

Работая над этой статьей, мы не пытались показать клиентам, в чем они не правы. Наша задача совсем иная — защитить клиентов от ошибок и проблем на проекте, помочь найти и выбрать правильного подрядчика, успешно завершить проект и получать результаты от его использования. Давайте разбираться, как все сделать правильно.